Педагогам - Сенсорная комната
Задачи мастер-класса:
1.Обобщение и представление опыта работы по теме: "Предметно-развивающая среда сенсорной комнаты как условие психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ";
2.Прямой и комментированный показ последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
3.Совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
4.Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Регламент работы
1.Электронная презентация на тему:"Предметно-развивающая среда сенсорной комнаты как условие психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ"(обобщение опыта работы)
- музыкальный зал -10минут
2.Практикум
-сенсорная комната-10минут
3.Творческая работа участников мастер-класса
- сенсорная комната-15 минут
4.Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса
-10минут
Образовательная среда:
|_Доступность
|_Персонализация
|_Трансформация
Монтессори - клуб
Проявление сенсорных возможностей
Сенсорная комната
• это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов. которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы
В сенсорной комнате происходит воздействие на три основных канала восприятия человеком окружающего мира —
• кинестетический,
• аудиальный
• визуальный
Сенсорная комната предназначена для:
- обучения на основе сенсорной стимуляции;
- психокоррекции;
- социальной адаптации.
«Комната – доктор» способствует:
• улучшению эмоционального состояния;
• снижению беспокойства и агрессивности;
• снятию нервного возбуждения и тревожности;
• нормализации сна;
• ускорению восстановительных процессов после болезни;
Основными целями занятий в сенсорной комнате являются:
• стимулирование сенсорного развития детей,
• компенсация сенсорных впечатлений,
• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка через гармонизацию его внутреннего мира.
1.Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:
• снятие психоэмоционального напряжения;
• саморегуляция и самоконтроль;
• умение управлять своим телом, дыханием;
• умение передавать свои ощущения в речи;
• умение расслабляться, освобождаться от напряжения;
• формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
• уверенность в себе.
2.Развитие коммуникативной сферы детей:
• эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;
• формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;
• преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).
3.Развитие психических процессов и моторики детей:
• произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;
• память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности;
• развитие координации, в том числе зрительно-моторной.
В образовательных учреждениях сенсорная комната используется для:
• педагогической коррекции детей в детских домах;
• проведения коррекционных занятий с детьми, имеющими различные сенсомоторные нарушения;
• коррекции игровой деятельности;
• снятия стрессов, страхов,
• развития психических процессов и т.д;
Основными показаниями для проведения психокоррекционной работы в сенсорной комнате являются:
• психическое недоразвитие;
• задержанное психическое развитие;
• поврежденное психическое развитие;
• искаженное психическое развитие;
• дисгармоничное психическое развитие
Примерный план психокоррекционного занятия
• I блок – введение в игровую ситуацию.
• II блок – основная работа.
• III блок —прощание
Работа в сенсорной комнате организуется в следующих формах:
• релаксационные тренинги для детей и взрослых, которые уменьшают тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции;
• использование стимулирующих упражнений, направленных на активацию и развитие у детей дошкольного возраста сенсорных функций: зрительного и слухового восприятия, осязания и пространственного восприятия;
• непосредственно общение, которое имеет огромное значение для общего психологического развития человека, развития его самооценки и становления как личности.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ условно можно разделить на три функциональных блока:
• Релаксационный блок;
• Активизирующий блок ;
• Общеоздоровительный блок
Рабочая зона
Активная зона
Активная зона
Активная зона
Активная зона
Темная комната
Сухой бассейн
Сухой бассейн
Пузырьковая колонна
Результат:
• Приобретение навыков произвольной саморегуляции;
• Снижение агрессивности, тревожности;
• Сформированность умения понимать и принимать эмоциональное состояние свое и окружающих;
• Умение взаимодействовать в группе;
• Достижение состояния расслабления.
Перечень оборудования сенсорной комнаты:
• профессиональный генератор запахов со звуками природы и ароматами;
• фонтан водный настольный;
• пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь».
• детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной;
• сухой душ;
• маты напольные;
• пуфики-кресло «Груша»;
• цветные модули;
• проектор «Солнечный-100»;
• зеркальный шар с мотором и профессиональный источник света;
• сухой бассейн;
• музыкальный центр и набор музыкальных дисков.
Противопоказания к занятиям в сенсорной комнате
• Инфекционные заболевания;
• Ограниченно использовать интерактивное оборудование сенсорной комнаты с детьми или взрослыми с астеническими проявлениями, синдромом гиперактивности, эпилиптическим синдромом или готовностью к эпилепсии, умеренной и тяжелой умственной отсталостью, психоневрологическими заболеваниями, лечение которых проходит с помощью психотропных препаратов.
Спасибо за внимание!